Советская антирелигиозная пропаганда сегодня кажется топорной и даже примитивной. Сектантов на показательном процессе больше напоминают не, собственно, пятидесятники, а их обличители. Они говорят механически, без всяких эмоций, уставившись в одну точку. Причём разные люди говорят одно и тоже. Даже немного не по себе становится. В фильме пятидесятников называют американскими агентами, которые вредят Советскому Союзу, хотя пятидесятники закрепились в России как раз после Революции. При Романовых церковь достаточно резко относилась к деятельности евангелических христиан – их общины можно было пересчитать по пальцам. А вот Революция поначалу принесла религиозную свободу. В 20-е (особенно в первую их половину) СССР наполнился разного рода верующими и сектантами. Особенно много евангелических христиан было на западных окраинах страны. Численность пятидесятников доходила до сотни тысяч человек. Но в 1928-1929-гг. советская власть стала проводить жёсткую антирелигиозную политику, а там подоспели и тюремные срока, и расстрелы. Ну, а когда началась Холодная война, то о пятидесятниках снова вспомнили. Ведь центр пятидесятничества находится в США, откуда разным общинам приходила и приходит финансовая помощь. Об этом и незамысловатый советский фильм. Впрочем, есть там один интересный момент. Некий Иван Вербицкий ждал сошествия Святого Духа прямо в белорусскую деревню Редьки. Для этого он замолчал и решил не говорить, пока Святой Дух не спустится с небес. Замолчала и его семья. Небольшое такое совпадение: у молчуна Вербицкого есть сын Миша, который тоже молчит. Раздала семья имущество, сидит и молчит. Ждёт большого чуда. Тоже ведь удивительно: конец 50-х, СССР, деревня Редьки и Святой Дух, которого ожидают молчуны. #ПК_этнография